Михаил Куницын: «Мы вполне можем замахнуться и на кино»

 

Российский режиссёр и телерадиоведущий Михаил Куницын в Проекте «УчимЗнаем» с 2014 года. И все эти годы он ведёт занятия с учениками госпитальной школы. Сейчас ребята записываются в профессиональный радиостудии, а когда-то все начиналось с диктофонных записей сказок. О грампластинках, программе «Винил», знакомстве с Ариной Шараповой и Сергеем Шариковым журналист, режиссёр программы «Время» (1993–2013), историк музыки и коллекционер рассказал нашему порталу.

Как вы стали телерадиоведущим?

Это достаточно долгая история, и она может показаться в какой-то степени парадоксальной, потому что связана, в первую очередь, как ни странно, с коллекционированием пластинок.

Дело в том, чтобы быть счастливым человеком, надо заниматься своим любимым делом, а единственное, что мне нравилось – собирать пластинки. Занимался я этим с самого детства и собрал большую коллекцию.

Мне всегда было интересно, кто же на этих пластинках записан, чьи это за голоса, как жили эти люди. Но ни о каком ведении программ я даже не думал, главной моей мыслью было максимально пополнить коллекцию. Сейчас у меня около десяти тысяч грампластинок. В моей коллекции представлены все жанры, стили и направления — от Николая Фигнера с Медеей Фигнер и Фёдора Шаляпина, записанных на стыке XIX и ХХ веков, и до Мадонны, Билли Айлиш, Лолиты Милявской, и других исполнителей сегодняшнего дня.

Закончив институт, я двадцать лет работал режиссёром программы «Время» на Первом канале, и  быть ведущим не собирался.
Но мне очень хотелось, чтобы моя коллекция пластинок служила не только мне – так появился цикл творческих встреч в Филиале Музея им. Бахрушина, Доме-музее М.С Щепкина, «Концерт для граммофона», где я рассказывал слушателям и зрителям о пластинках и о тех, кто на них записан. Я посвящал программы Клавдии Шульженко, Леониду Утёсову, Любови Орловой, оперным и драматическим артистам. Поняв, что это получается, я попробовал сделать формат для радио. И вот с этого момента в моей жизни появилась новая профессия телерадиоведущего.

На протяжении десяти лет на радиостанции «Эхо Москвы» выходила моя программа «Винил», где я знакомил слушателей с исполнителями разных времен и жанров. Я до сих пор получаю много предложений от телевизионных каналов, часто участвую в передачах, веду программу «Рождённые в СССР» на телеканале «Ностальгия», когда уходит в отпуск её основной ведущий Владимир Глазунов. Так моя сфера деятельности расширилась, и моё увлечение пластинками из хобби стало профессией. Сейчас я историк музыки, телерадиоведущий, журналист, который занимается музыкальной историей и мне, конечно, пришлось стать и музыковедом, потому что, чтобы говорить об этой сфере жизни, нужно в ней хорошо разбираться.

Какие пластинки для вас самые ценные в вашей коллекции?

Есть понятие ценности в материальном смысле. У меня есть очень дорогие пластинки, которые выставляются за большие деньги на аукционах. Кстати, из наших исполнителей, это, как ни странно, Леонид Утёсов. Его ранние пластики «С Одесского кичмана» и «Гоп со смыком». Они были изданы маленьким тиражом и представляют филофоническую редкость. В моей коллекции они представлены в идеальном качестве. Им цены нет в прямом смысле этого слова. Я не скупой рыцарь, который над ними трясётся. Я их оцифровал и опубликовал в интернете.

Очень ценны для меня пластинки из собрания Любови Орловой. Мне довелось дружить с внучатой племянницей Любови Петровны Орловой – театральным критиком и драматургом Нонной Юрьевной Голиковой. И пластинки, которые хранились на даче у Любови Петровны, теперь находятся в моём собрании. Среди них есть уникальный экземпляр, где Орлова поёт романсы Даргомыжского. Уникален он потому, что он записан единственном экземпляре. Мы ведь знаем Орлову, в основном, по песням Дунаевского из кинофильмов, потому особенно интересно услышать, как она работала в академическом репертуаре. Ведь изначально она была пианисткой и певицей, а актриса – уже следующее её качество.

Я уверен, что говорить о пластинках, как о чём-то, ушедшем в историю, неверно. Пластинка – это, в первую очередь, наш друг, спутник, это способ доставки музыки на дом, актуальный до сих пор. Вместе с ней мы получаем не только «музыку на дом», но и определенную культуру прослушивания. Надо обязательно настроится, провести определенный ритуал, выделить время для общения с ней. И тогда мы погружаемся в этот мир, и прослушивание музыки или литературного произведения, записанного на пластинке, становится событием нашей жизни.

Почти в каждом доме была, а может быть и есть , своя коллекция пластинок. Мы до сих пор храним записи детских спектаклей, опер, исполнителей классического репертуара, Петра Лещенко, Владимира Высоцкого…

По вашей фонотеке можно составить музыкальный портрет семьи. Есть дома, где слушают только классику или джаз, есть те, кто любит популярную музыку 1950-1960-х годов, есть любители бардовской песни или рока. Пластинки – это звучащее зеркало эпохи, звучащая биография семьи.

Получается, что пластинка, в большей степени, чем диск, кассета или флешка является твоим собеседником.

Вы очень хорошо подметили, я очень много занимался историей песенной культуры. Пластинкам посвящали целые песни: у группы «Синяя птица» была песня «Мамина пластинка», у Клавдии Шульженко —  «Старинное танго», где были слова «Старинное танго, забытые звуки, скользит по пластинке тонкая игла», а у Эдит и Леонида Утесовых – «Днём и ночью» («Занесло судьбою в третий батальон старенький коломенский усталый патефон». И это лишь малая часть. А фраза «смени пластинку» стала крылатым выражением. Пластинка она живая, она крутится, по ней движется игла звукоснимателя, происходит какое-то действо, у нее разные скорости, пластинки разного размера.

В Школе Арины Шараповой одна из ваших встреч со зрителями была посвящена Любови Орловой.

Да, я очень благодарен моей коллеге Арине Шараповой, с которой нас связывает давняя история. Мы познакомились в начале 1990-х, работали вместе в программе «Время» — я был режиссёром, Арина Шарапова ведущей. Арина – человек, качествам которого я не перестаю удивляться. Кто мог представить, что она сможет использовать свою медийность во благо другим. Арина Шарапова стала общественным деятелем, создателем школы, первоначально она называлась «Школа искусств и медиатехнологий», а сейчас носит название «Артмедиаобразование». Если сначала в школе были только детские программы, то сейчас есть и программы для взрослых, профессиональная переподготовка, работа со старшим поколением. Арина не только делится своим богатым опытом, но и приобретает творческий опыт в управлении образованием.

Благодаря Арине я оказался в 2014 году в Школе «Артмедиаобразование», где занимался несколькими направлениями. И именно благодаря Арине я познакомился с федеральным проектом госпитальных школ «УчимЗнаем», который организует образовательную деятельность детей, находящихся на длительном лечении в крупных стационарах Москвы и в других субъектах Российской Федерации. И мне невероятно приятно, что мои дорогие друзья Арина Шарапова и профессор, создатель Проекта «УчимЗнаем» Сергей Витальевич Шариков объединились и что в этом есть и моя небольшая заслуга. «УчимЗнаем» и Школу Арины Шараповой объединяет целый ряд партнёрских взаимодействий, множество интересных направлений, и все это сейчас объединено при помощи компании «Ростелеком» в сайт «Добрые знания», который помогает волонтерам и всем тем, кто хочет принять участие на благо детям, находящимся на длительном лечении. На этом сайте они могут найти всю необходимую информацию об инициативах, событиях, заполнить свою заявку и подключиться к нашей работе.

И в Школе Арины Шараповой, и в проекте «УчимЗнаем» я провожу творческие вечера, связанные с тем опытом, который я накопил в жизни: история музыкально культуры, история искусства, это навыки работа телерадиоведущего и режиссера массовых мероприятий, я и делюсь этим со всеми учениками «УчимЗнаем» и слушателями Школы Арины Шараповой.

С чего началась история радиостудии в проекте «УчимЗнаем»?

Она связана с радиотеатром, который был пилотным проектом Школы Арины Шараповой и «УчимЗнаем». Тогда, в 2014 году Сергей Витальевич Шариков обратился к Арине и её Школе с целью создать систему дополнительного образования для проекта «УчимЗнаем». Меня откомандировали, и вместе с композитором и музыкантом Сергеем Петровым мы придумали программу «Радиотеатр».

Почему именно радиотеатр? В тот момент не все ребята были готовы появляться перед камерой, сниматься, а радиотеатр подразумевает, что вся работа происходит за кадром. Мы записывали сказки, истории, привлекали учеников, находящихся в Центре имени Димы Рогачёва и РДКБ. Это были самые простые сказки, но, чтобы их записать надо хорошо говорить. А для этого необходима артикуляционная гимнастика, в свою очередь, активная артикуляция влияет на центральную нервную систему и активируется кора головного мозга, и это помогает многим детям с нарушениям когнитивных навыков преодолеть проблемы, связанные с их нарушением. Работа с наставником, работа над текстом, над ролью активизирует все силы.
Сначала мы писали сказки на диктофон, потом решили сделать презентацию – подложили звук, придумали изобразительный ряд, смонтировали. И устроили презентацию. И в итоге из этого появилось несколько направлений дополнительного образования: сценическая речь, актёрское мастерство, студия анимации, студия изо, легоконструировние. В 2016 году директора московских школ провели благотворительный концерт, собрали деньги для Проекта «УчимЗнаем», и на эти деньги мы приобрели радиостудию.

Сейчас наши дети могут записываться уже на профессиональном оборудовании. Через студию прошло много наших учеников. Маша Федорович, проходившая лечение в Центре им. Рогачёва, записывала сказки, брала интервью. В её портфолио – беседы с Ариной Шараповой и Валентиной Матвиенко, Ниной Шацкой и Екатериной Андреевой, Ангелиной Вовк и многими другими известными людьми. С этим багажом он на поступила в РУДН на факультет журналистики, а сейчас вернулась в «УчимЗнаем» уже сотрудником школы!

Именно поэтому – наш девиз: «Верить в себя, видеть цель и не видеть препятствий». Собственно,  это и объединяет всех нас.

Как у детей проходит этот переход от работы в радиостудии к телестудии?

Недавно у нас появился телепроект «Новости «УчимЗнаем». Конечно, у всех детей разная мотивация для участия в нем, что или любом другом мероприятии. Наша задача попробовать их к этому подтолкнуть. За кадром немного проще, разумеется, но и грамотно говорить перед микрофоном – большая работа. Но дело в том, что у нас постоянно идет смена контингента. И те, кто находится на длительном лечении, вырастает и становится более свободным и пробует себя в новых проектах, кто-то идет «за компанию», кому-то просто любопытно.

Интересно отметить, что нас напутствовал Главный редактор, руководитель дирекции информационных программ Первого канала Кирилл Алексеевич Клейменов, он сказал, что надеется увидеть ребят, делающих новости в Проекте, в качестве участников и даже ведущих новостей на Первом канале.

Радиостудия стала толчком к образованию различных направлений дополнительного образования, сможет ли телестудия стать первым шагом к киностудии?

Вполне возможно. Надеюсь, что при поддержке творческого потенциала Школы Арины Шараповой «Артмедиаобразование» мы вполне можем замахнуться и на кино.