«Дети, проходящие лечение от рака, сталкиваются с проблемами, которые выходят за рамки физических симптомов болезни», – говорит профессор Сергей Шариков, руководитель проекта госпитальных школ «УчимЗнаем». Цель проекта – подарить вдохновение и радость тем, кто больше всего в них нуждается, – детям, проходящим лечение от рака. Согласно основополагающему принципу организации, обучение – это не только путь к знаниям, а еще и основа формирования психологической устойчивости детей перед лицом угрожающего жизни заболевания.
«Детям, которые живут с этим заболеванием в больницах, участие в образовательном процессе помогает понять, что с постановкой диагноза жизнь не заканчивается, – говорит Сергей. – Благодаря индивидуальным занятиям и поддержке преданных своему делу преподавателей дети, участвующие в программе, имеют возможность во время лечения изучать интересующие их предметы – от искусства до науки – и ставить цели на жизнь после выздоровления».
Эта инициатива стартовала в 2011 г. на базе Национального научно-практического центра детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Дмитрия Рогачева в Российской Федерации, а затем также распространилась на школы в Узбекистане и Кыргызстане. Эти страны адаптировали свои образовательные программы к местным условиям, создав госпитальные школы, которые отражают потребности местных сообществ.
«Мы должны показывать путь к свету»
За последние десятилетия показатели выживаемости онкобольных детей в Европейском регионе ВОЗ значительно улучшились, однако не все дети имеют равный доступ к средствам диагностики и качественному лечению. Хотя более 80% случаев рака у детей могут быть излечены, ежегодный уровень смертности детей с диагнозом «рак» в разных странах колеблется в диапазоне от 9% до 57%. В целом 20% онкобольных детей в Регионе по-прежнему умирают от этого заболевания.
На собственном опыте столкнувшись с раком, Сергей откровенно рассказывает о тяжелом эмоциональном воздействии этой болезни. «Я заболел раком, уже будучи взрослым, а не ребенком. Но у меня все равно есть опыт жизни с болезнью. И для меня очевидно, что, когда мы говорим о раке, мы должны показывать больным путь к свету. Все, что связано с раком, таит в себе много темного, но важно помнить, что есть и светлая сторона. Вдохновение обладает целительной силой, и в наших школах мы стараемся вдохновлять детей».
Сергей цитирует Степана Хотовицкого, русского врача XIX века и одного из основоположников педиатрии в России: «Ребенок – это не уменьшенная копия взрослого». Это особенно актуально, когда речь идет о детях, больных раком. Чтобы справиться с лечением и преодолеть психологическое напряжение, они нуждаются в иных подходах, ориентированных на их специфические потребности.
Пребывание в больнице может быть весьма длительным, а лечение – физически и психологически изнурительным. Отсутствие привычного распорядка дня и разлука с друзьями и одноклассниками могут привести к тому, что дети будут чувствовать себя оторванными от нормальной жизни. «Для многих из этих детей учебный процесс становится той ниточкой, которая связывает их с привычным миром, и мы стремимся через наши занятия создать для детей комфортные условия, помочь им сохранить это ощущение нормальности», – объясняет Сергей.
Школа «Мехрли Мактаб» в Узбекистане
На юго-западе Ташкента, столицы Узбекистана, работает одно из самых новых учебных заведений международного проекта «УчимЗнаем» – школа «Мехрли Мактаб». Эта школа, расположенная в южном крыле Научно-практического медицинского центра детской онкологии, гематологии и иммунологии, обучает детей в возрасте от 2 до 18 лет по целому ряду предметов, включая электронику, информатику, музыку и математику.
В прошлом году учащиеся школы «Мехрли Мактаб» добились значительных успехов на проходившем в Казахстане Международном молодежном фестивале «Планета искусств – 2024», который проводится под эгидой Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Одиннадцать учеников школы были признаны победителями и финалистами, а Самира Идрисова получила высшую награду конкурса. Итоговая выставка лучших работ прошла в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже (Франция), где работы детей получили международное признание.
При активной поддержке Министерства дошкольного и школьного образования и Министерства здравоохранения Республики Узбекистан деятельность школы «Мехрли Мактаб» расширяется на всю страну. Филиалы школы уже созданы в Андижане, Фергане и Нукусе; в настоящее время открываются новые отделения в Намангане, Самарканде и Бухаре. Каждое новое достижение вселяет оптимизм и доказывает, что таланты учеников могут сделать мир светлее и добрее.
Инвестировать в будущее для всех нас
«Значение партнерства с Узбекистаном и Кыргызстаном трудно переоценить, – отмечает Сергей. – Изучая опыт друг друга, мы очень многое узнали о том, как адаптировать образовательную и эмоциональную поддержку к тем специфическим проблемам, с которыми сталкиваются дети в разных странах».
Сегодня образовательные центры проекта «УчимЗнаем» работают на базе более чем 70 больниц и онкологических учреждений в разных частях Региона. В рамках проекта было открыто семь школ в Узбекистане и две в Кыргызстане, и эта инициатива продолжает набирать обороты.
В заключение Сергей отмечает следующее: «Эти дети не просто онкологические больные – они будущие ученые, художники и лидеры. Инвестируя в их образование, мы инвестируем в лучшее будущее для всех нас».