Марат Шемиунов: «Детское Лебединое – поклон «Эрмитажу» и рассказ о знаменитом балете Чайковского»

Марат Шемиунов — премьер Михайловского театра. В балете он больше 30 лет. Но кроме балета, увлекается и графикой. А относительно недавно, в 2020, вместе с супругой Ириной Перрен они открыли Фонд «ИМ», помогающий талантливым детям погрузиться в искусство балета. Во время пандемии фонд сотрудничал с онкоцентрами, приобщая детей, находящихся на длительном излечении к искусству танца. Мы поговорили с Маратом о балете, картинах, фонде и его деятельности, и новых программах для онкобольных детей.

Марат, более 20 лет вы танцуете в Михайловском театре. С чего началась Ваша любовь к танцу?

Площадь искусств, на которой находится Михайловский театр – одно из любимых мест в Петербурге. Здесь объединяются искусства – живописи, которая хранится в Русском музее, музыки, живущей в Филармонии, танца – в Михайловском и многие другие. Хотя гармония этого места, конечно, в первую очередь, в строгой архитектурной форме ансамбля Карла Росси, придающей законченность и стиль всей площади. Именно это место дает импульс моему впечатлению, настроению и творчеству. Здесь прошли 20 счастливых лет моей жизни.

С чего началась любовь к танцу? Я уверен, что с музыки. Музыка окружала меня с детства, мама очень хотела, чтобы мы играли на фортепиано. Мы с братом начали брать первые уроки, и это послужило большим впечатлением для музыки.

Музыка заставляет танцевать, помогает объединять ум и тело, наполняя чувством, гармонией и загадкой. Музыка дает импульс одной чистой эмоции, которую переживает тело. Если эта эмоция сильная, тело отдаст свои впечатления танцем. Так рождается балет. Музыка очень важный инструмент в концепции действия. Я очень музыкальный человек, очень реагирую на музыку. Иногда я думаю, что, если бы не балет, я бы мог стать композитором. Хотя, в широком смысле этого слова, я им являюсь. Я занимаюсь композицией танца, композицией рисунка, музыки, когда выбираю то или иное произведение для перформанса, для спектакля, программы концерта и, конечно, здесь музыкальные впечатления очень важны. Безусловно, на мой выбор повлияла большая любовь к танцу моих мамы, бабушки и прабабушки. прабабушка Суламифь Шапиро очень хотела стать балериной, но осуществить эту мечту удалось только через два поколения – у ее правнука.

Балет в нашем сознании связан с легкостью, красотой, изяществом, но это прежде всего изнурительный труд и дисциплина. От много приходится отказываться, чтобы сохранить «ощущение полета»?

Балет – высокое искусство. Оно приподнимает над обыденностью. Одним из инструментов «высоты балета» являются пуанты балерины. Это и некая доминанта, акцент в балете. Женская миссия – объединять, любить и хранить тепло в семье. Балет использует тот же принцип. Изящество, мягкость и легкость балерины становятся неким объединяющим центром. Балерина привлекает зрителя, она поднимает планку этого жанра. И важно понимать, что партнер лишь поддерживает эту красоту на определенной высоте, помогает ей оставаться в равновесии.

Чтобы парить на этой высоте, надо, по сути, отказаться от тела, от телесных удовольствий: это, конечно, обманчивое ощущение комфорта, когда ты не используешь тело, не доверяешь ему, пытаешься его обезопасить от лишних нагрузок. Балет, напротив, призывает быть спортивными, оставаться в тонусе.

Не могу сказать, что я и моя супруга Ирина Перрен придерживаемся каких-то особенных диет или специально изобретаем их. Что касается дисциплины – она важна в любом деле. Любое достижение – это дисциплина, труд и терпение. Но балет не только дисциплина и труд, это и философия. Философия работы с телом. Основа труда артиста балета – в полете, полете тела над сценой, мысли над миром, возможности воплотить идеи постановщика, композитора, художника. Тогда получаются шедевры такие, как Спартак Владимира Васильева, Зигфрид Рудольфа Нуриева, Жизель Улановой и Альберт Барышникова.

И конечно, как и везде, приходится отказываться от свободного времени, которое ты отдаешь своему делу.

Насколько важны в балете категории таланта и гениальности?

Отчасти, я уже дал ответ на этот вопрос. Но вообще, я уверен, что Талант — это 90% работы и 10% удачи. Если ты можешь и умеешь работать, то талант приведет тебя к успеху. Работа — с точки зрения возможности быть в пространстве, заданном обстоятельствами. Театр – именно такое пространство: репетиции, премьеры, гастроли, травмы, репетиторы, сезон. Уметь — это значит быть гибким не только физически, но и уметь находить компромисс. Гениальность — это следующий уровень познания для артиста, зрителя, для художника, в первую очередь.

По сути, Вы и назвали единственные критерии балетного искусства. Без таланта и гениальности наша профессия — всего лишь шоу для публики, желающей хлеба и зрелищ, но не искусство. Гениальность в искусстве заключается в сиюминутной удаче или неудаче, но творчестве навсегда. Очень сложно дать определение тому, что на самом деле не определяется словами, это другой уровень восприятия действия. Мне кажется, наиболее точно это сформулировал это композитор Олег Каравайчук: «Современное искусство сложнее всего начать».

Если в балете те, на кого вы равняетесь?

Был период, когда я интересовался и искренне восхищался видеозаписями разных хореографов. Важно упомянуть, что видеозапись балета и живая хореография — это полярные миры, сравнимые со звездными актерами в кино и ими же на сцене. Очень мало кто по-настоящему держит планку. Сейчас, после 20 лет в театре, пожалуй, уже нет тех, на кого я равняюсь. Мне кажется, многие теперь верят в меня и ждут от меня чуда. И я стараюсь не обманывать их ожиданий – дарю им это чудо.

Помимо балета Вы пишете картины. Как началось увлечение живописью? Какую технику вы используете? Ваши работы часто экспонируются в разных странах. Не планируете ли выставку в ближайшее время?

Моя мама прекрасно рисует. Сейчас готовлю выставку, которая называется «20 партий — 20 лет». Для неё я выбрал свои ключевые партии, на самом деле за 20 лет их было в разы больше. Все эти образы запечатлены в графике. Я не пишу красками, это очень долгий процесс, у меня в семье такого времени нет. А графика более стремительная, легкая – и в этом тоже похожа на танец.

Расскажите немного о фонде «ИМ», как и когда возникла идея создания? Чем занимается фонд?

Идея создания фонда «ИМ» пришла во время гастролей в Китае, мы ехали по скоростной дороге в аэропорт. Мы летели над бесконечным пространством Шанхая, и оба почувствовали важность миссии артиста балета, необходимость передать  накопленный опыт будущим поколениям. Для нас стала очень важной передача знаний подрастающему поколению, и это не только потому, что за 30 лет в профессии мы накопили достаточную теоретическую и практическую базу, но и из-за чувства материнства и отцовства, ощущения семьи. Так родился наш фонд.

Через полгода случился карантин, и мы вместе с фондом «Шаг навстречу» захотели помочь детям в изоляции, находящимся на длительном излечении в Петербургском онкоцентре. Он расположен в поселке Песочный, совсем недалеко от того места, где мы проводили карантин.

Так оформилась идея вместе с нашими детьми помогать и развивать платформу для получения альтернативного балетного образования, создания просветительских балетных проектов, стать неким маяком для поколения, которое ищет себя в искусстве и в жизни вообще.

Основная задача фонда Ирины и Марата — помощь талантливым детям. В этой связи мы планируем организацию конкурсов, смотров, поездки по стране, отбор детей, организацию их обучения и проживания. Нам важно, чтобы параллельно с учебным процессом дети, имеющие талант получили доступ и к реализации своих данных. В эту стратегию вмешалась острая пандемийная ситуация, которая была наиболее трудной для детей с осложнением особенностей жизнедеятельности, живущих в больницах. Нас эта ситуация очень тронула и мы, приняли решение помочь детям, порадовать их, дать им энергию балетного искусства и, в первую очередь, дать возможность услышать музыку Петра Ильича Чайковского, узнать историю балета и начали наш просветительский благотворительный проект «Детское Лебединое».

Летом 2020 начались репетиции балета, и проект целиком и полностью родился в Эрмитажном театре и принадлежит великому музею идейно. Ведь в спектакле оживают картины Пабло Пикассо, Анри Матисса, «танцуют» скульптуры Эдгара Дэга и роняет тень квадрат Малевича.

Проект «Детское лебединое» вы делаете вместе с Эрмитажем. Как возникла эта коллаборация?

Я не могу сказать, что это коллаборация, это поклон великому музею. Как артисты Михайловского театра мы часто принимали участие в благотворительных программах «Эрмитажного театра». С 2014 года мы плотно работаем с Эрмитажем в плане театрально-просветительских мероприятий. Мы сделали с музеем много  совместных проектов, а началась наша дружба со знакомства с композитором Олегом Каравайчуком.

В 2020 году мы пришли с идеей образовательных онлайн-эфиров, где могли бы рассказывать детям в изоляции об эрмитажной коллекции, о художниках 20 века через балет 19 века через партитуру Чайковского. Наша идея была одобрена директором — Михаилом Борисовичем Пиотровским, он поддержал ее и разрешил нам снять проект на сцене Эрмитажного театра. Мы плодотворно работали все лето 2020 года. Это был июнь-июль. Организовали 2 выступления под окнами Петербургского Онкоцентра и уже 5 сентября 2020 года мы первые за время карантина выступили в Москве, под окнами НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева.

А в конце сентября  вышли в первый онлайн, где показали первую картину нашего спектакля  «Детское Лебединое» для учеников федерального проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем», а также подопечных Фонда «Шаг навстречу» из  детских домов и центров содействия семейному воспитанию. В следующих 7-ми прямых трансляциях, на протяжении года ,мы рассказывали детям об Эрмитаже, его уникальной коллекции, об искусстве балета, о «Лебедином озере», о музыке  Чайковского о его эпохе. Из фойе Эрмитажного театра, из зрительного зала, закулисья, на экспозициях Анри Матисса и Пабло Пикассо в Главном Штабе провели онлайн-экскурсии детям и, самое главное, получили обратную связь — пообщались, услышали впечатления и предложения юных зрителей — будущих художников, скульпторов, артистов. Это было очень важно для нас — чувствовать и понимать, что проект нравится, полезен детям. Они радовались, когда вырезали из бумаги знаменитый хоровод и оркестрик Матисса, рисовали как Пикассо и раскрашивали супрематические фигуры Малевича. Каждая встреча сопровождалась викториной и взаимными вопросами по теме сюжета. Все это на глазах помогало детям бороться с болезнью, развиваться несмотря на недуг.

«Детское лебединое» — обманчивое название. Сразу настраиваешься и на Чайковского и его знаменитый балет, но ваши мини-спектакли связаны не только с этим балетом. Как выбираются темы для сюжетов?

Либретто спектакля полностью принадлежит Эрмитажу. В музее собрана уникальная коллекция картин, предметов быта и украшений. И мы, отталкиваясь от музыки Чайковского, вдохновляясь этой коллекцией и самим зданием, придумываем наши сюжеты. Так тема Испанского танца раскрывается благодаря картинам Пикассо, в Неаполитанском танце появляются картины Матисса, в русском танце – знаменитая балетная скульптура Эдгара Дэга. Наш проект – это и поклон великому музею, и рассказ об истории знаменитого балета.

«Детское Лебединое» — полноценный спектакль, хотя мы и показываем его отдельными картинами. Этот проект – участник фестиваля «Золотая Маска», где он заявлен как раз как полноценный спектакль. Это детский спектакль. И мы выбрали для него именно такой формат.

Большую форму я хорошо изучил в 35 редакциях. Мы с Ириной танцевали заглавные партии в редакции Михаила Мессерера в Михайловском в 2009 году. В предыдущей версия, сделанной Боярчиковыми и максимально приближенной к хореографии Петипа, мы тоже принимали участие. Поэтому этот спектакль прошел через нас и благодаря этому опыту, знанию партитуры, музыки и сценографии, мы смогли сделать версию великого балета для детей —  «Детское Лебединое».

Что мы еще увидим в программе «Детское лебединое»?

«Детским Лебединым» мы назвали большой совместный благотворительный проект помощи детям в изоляции. На сегодняшний день вышло восемь онлайн-эфиров и четыре концерта под окнами больниц в Москве и Петербурге.

В апреле 2022 стартует большой четырёхлетний региональный проект «Детское Лебединое» в Екатеринбурге, Казани, Омске, Владивостоке с музеями-спутниками государственного Эрмитажа — Эрмитаж Урал, Эрмитаж Казань, Эрмитаж Сибирь, Эрмитаж Владивосток.

Программу регионального проекта откроет новая образовательная серия «Сказки Чайковского» — благотворительный онлайн-эфиров «Детское Лебединое» из Екатеринбургского музея спутника Эрмитаж-Урал. Это образовательно-просветительский проект Национального Центра Исполнительских Искусств — Театра «МИР» в исполнении солистов балета и художественных руководителей, постановщиков спектакля — заслуженной артистки России Ирины Перрен и дипломанта международных конкурсов Марата Шемиунова.

Три акта знаменитых балетов великого русского композитора  Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик», «Лебединое  озеро», «Спящая красавица» объединены в один спектакль, в котором языком классического балета и современного танца рассказываются истории волшебных персонажей сказок разных стран и веков от «Сказок матушки Гусыни» французского поэта-классициста Шарля Перро до романтических новелл «Украденное покрывало» Иоганна Музеуса из сборника «Народные сказки немцев», а также популярного «Щелкунчик и мышиный король» загадочного Эрнста Теодора Амадея Гофмана. Костюмы для проекта сделала Анна Седова, сценографом стал Тарам Фулла, художником по свету — Николай Леонтьев.

25 апреля 2022 года в 17:00  из Центра «Эрмитаж-Урал» благотворительный фондом «ИМ» будет организована прямая трансляция программы «Сказки Чайковского» -новой серии образовательно-просветительских эфиров совместного благотворительного проекта  «Детское Лебединое» для ГАУЗ «Областная детская клиническая больница No 1» г. Екатеринбург и учеников госпитальных школ Федерального проекта «УчимЗнаем».

Из зала лектория Центра «Эрмитаж-Урал»  ученики госпитальных школ в 46 регионах России а также зрители Hermitage Online услышат историю рождения великого композитора Петра Ильича Чайковского в уральском городе Воткинск, а также посмотрят онлайн экскурсию сотрудников центра по библиотеке второго этажа музея, с лекцией о наиболее значимых произведениях искусства постоянной экспозиции и дарах-экспонатах Петербургского Эрмитажа.

В театральной части эфира из Эрмитажного театра для детей в изоляции пройдет подготовленная онлайн трансляция дивертисмента из балета «Спящая Красавица» проекта «Сказки Чайковского» Национального Центра Исполнительских Искусств -Театра «МИР» в исполнении солистов балета и художественных руководителей, постановщиков спектакля-заслуженной артистки России Ирины Перрен и дипломанта международных конкурсов Марата Шемиунова.

Апрельский эфир подготовит детей к очной встрече с артистами в запланированном ко дню защиты детей — 1 июня 2022 года концерте «Сказки Чайковского» под окнами областной детской клинической больницы No 1 в г. Екатеринбург с трансляцией для учеников Федерального проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем» и Hermitage online.

Дети — самый требовательный и отзывчивый зритель. Как же сделать историю, которая увлечет их? Вообще, балет — искусство, понятное всем, или знакомство с ним все-таки требует определённой подготовки?

Для детей это как раз тот самый случай, когда они сначала начинают «танцевать», а потом понимают, по какому случаю. То есть сначала они просто воспринимают балет на визуальном уровне. Балет, с точки зрения красоты и гармонии, — ясное искусство. И потому подключение к музыке, пластике, танцу рождает понимание той истории, которую рассказывают артисты и постановщики. Слаженные, гармоничные движения, магнетическая энергия тела завораживает зрителя, и образ, возникший на сцене, как будто «выныривает» в голове зрителя, уже вовлеченного в определенный ритм музыки и танца, и мысленно танцующего с артистами, хотя сам остается неподвижным. Так и происходит магия искусства. Для детей чудо — это не только мания сцены и искусства, чудо это быть здоровыми. Мы всей душой стараемся объединить веру, надежду любовь для свершения чудес.