Педагогам
Дети и подростки, поступившие на длительное лечение в детскую больницу, в 80 процентах случаев отмечают важную роль в адаптации к изменившимся условиям жизни в период госпитализации, уровня поддержки и человеческого участия со стороны педагогов и одноклассников школы по месту постоянного проживания.
В результате исследований, проведенных в рамках проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем», выявлено, что при нахождении на длительном лечении в детской больнице (более одного месяца) у ребенка и подростка возникают страхи, тревоги и переживания, связанные с потерями, которые они имеют в результате длительной госпитализации. Ребята отмечают растерянность от того, что они отстанут от школьной программы в своем классе и потеряют связь с одноклассниками.
Если с первыми страхами ребенку и подростку может помочь справиться госпитальная школа, то ощущение потери социальных связей с классом и одноклассниками трудно восполнить без их прямого участия в жизни наших учеников. Каждый ребенок и подросток в период длительной госпитализации думает о скорейшем выздоровлении и возвращении к той повседневной жизни, которая была до болезни.
Ключевую роль в сохранении социальных связей больного ребенка со школой по месту жительства играют классный руководитель и учителя. От того, как они смогут организовать поддержку своего ученика, находящегося на длительном и тяжелом лечении, зависит в целом его поддержка коллективом одноклассников.
При получении информации о длительно госпитализации ученика в классе, важно встретиться с его родителями для получения более полной картины отсутствия ребенка в классе и уточнения важных моментов его длительного лечения и вызванных этим состояний. При этом надо понимать, что все мысли и время родителя в этот период связаны с обеспечением качественного лечения, часто необходимостью покинуть место постоянного проживания и направления на лечение в медицинский стационар за пределами места постоянного проживания.
В этот период особенно важно донести до родителей ребенка и подростка, самого школьника, что школа приложит все усилия для его поддержки во время лечения и после возвращения из детской больницы обратно в класс.
Наша практика показывает, что обычные слова поддержки ребенка и его родителей в самый начальный период длительного заболевания играют самую важную роль для установления конструктивных связей ребенка и его семьи со школой по месту жительства.
Эти связи не ограничиваются только учебной деятельностью и взаимодействием учителей школы по месту жительства с педагогами госпитальной школы в медицинском стационаре. Любая госпитализация сужает круг общения, изолирует ребенка и создает препятствия для его социализации.
Важно совместно с родителями и педагогами госпитальной школы определить формы поддержки социальной активности больного ребенка в период лечения. Врачами неоднократно отмечается, что уровень социальной активности ребенка в период лечения помогает легче переносить терапию и сложные процедуры, создает более благоприятные условия для коммуникаций между ребенком и медицинским персоналом.
Ученик, находящийся на длительном и тяжёлом лечении, должен ощущать присутствие родной школы в его жизни, как бы далеко он не находился от родного дома и своего класса. На это и могут быть нацелены социальные инициативы школьников по поддержке благополучия своих одноклассников в период длительного лечения.
Это может быть определенная педагогом роль отсутствующего в классе ученика в групповом ученическом школьном проекте, организация участия ребенка в мероприятиях класса и школы онлайн, акции милосердия и чуткого отношения, многое другое.
Очень важно при реализации школьных социальных инициатив проявлять чувство такта и понимания, согласовывать свои социальные идеи с родителями и госпитальными педагогами для недопущения проявления некорректных действий, правильного построения коммуникации. Надо понимать, что в состоянии тяжелого заболевания, дети и подростки, члены их семьи очень сенсорно реагируют на любую бестактность и навязчивость. Но это не значит, что они не нуждаются в вашей поддержке.
Всегда также надо помнить о конфиденциальности медицинских сведений о ребенке и быть крайне аккуратным при использовании публично какой-либо медицинской информации о нём.
Следует четко согласовать с родителями ребенка, подростком: в каком объеме и виде медицинская информация о его болезни может быть донесена до его одноклассников. Установление правильного взаимопонимания школы по месту жительства и семьи больного ребенка обеспечивает дальнейшие доверительные отношения.
Мы надеемся, что педагог – инициатор школьной социальной инициативы понимает, что результат такой педагогической работы ощущают все дети и пoдростки. И те, которые находятся на длительном лечении, и те, которые являются его здоровыми одноклассниками. Воспитательные эффекты реализации социальных инициатив в коллективе класса оказывают огромное воздействие на личностное развитие всех детей без исключения.
Для лучшего понимания вопросов организации обучения детей, находящихся на длительном лечении, мы рекомендуем педагогам ознакомиться с Методические_рекомендации_об_организации_обучения_детей, утвержденными Минпросвещения России и Минздравом России. Данный подробный документ был разработан практиками госпитальной педагогики на площадках проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем» от Владивостока до Калининграда. А также больше об этом вы прочитаете alldef.ru
Все педагоги – инициаторы социальных инициатив всегда могут обратиться за текущими консультациями и практическими советами в Редакционный и Экспертный комитеты портала «Добрые знания».
Обзору практики работы с детьми, находящимися на длительном лечении, посвящены интернет-страницы проекта УчимЗнаем и Заботливая школа , а также материалы на страницах в социальных сетях
Facebook УчимЗнаем
Instagram УчимЗнаем
Facebook Заботливая школа