Приобретенная травма мозга

По оценкам педиатров более 100 тысяч детей и подростков в России страдают от черепно-мозговой травмы.
Приобретенная черепно-мозговая травма делится на две категории:
• Черепно-мозговая травма — в результате удара по голове, т. е. от внешней силы.
• Черепно-мозговая травма – в результате болезни или отклонения в организме, например, из-за менингита, инсульта или недостатка кислорода.
Каждый случай черепно-мозговой травмы уникален для каждого человека и его серьезность будет варьироваться в зависимости от местоположения и степени поражения внутри мозга. Может казаться, что дети и подростки с черепно-мозговой травмой полностью физически здоровы, но более глубокие изменения могут проявиться не сразу, через какое-то время.
Поскольку мозг травмирован, ребенок или подросток может иметь трудности в овладении отдельными навыками, которые у него были до травмы, тем не менее, они могут заново освоить некоторые навыки, которые они потеряли, и приобрести новые посредством реабилитации и специализированной поддержки.
Симптомы черепно-мозговой травмы
• Слабость в конечностях, трудности с передвижением,
• Усталость, борьба с концентрацией — профессионалы часто называют «утомляемостью»,
• Изменения в поведении — раздражительность, импульсивное или несоответствующее поведение,
• Трудности в изучении нового (трудности в обучении),
• Проблемы с памятью,
• Сложность обработки информации,
• Эмоциональные трудности, такие как тревога или депрессия,
• Проблемы с пониманием и использованием языка, речевые трудности,
• Трудности в организации и планировании,
• Трудности при выполнении повседневных задач,
• Трудности с сочувствием — ставить себя «на чужое место» и осознавать свою ситуацию.
Поддержка школьников с черепно-мозговой травмой

Помощь в работе с информацией и учебным материалом
• Сложные предложения, абстрактные слова и идеи могут быть непростыми для понимания детьми и подростками с черепно-мозговой травмой. Идиомы, например «звонит в колокольчик», могут вызвать путаницу. Начните с простых понятных и доступных для понимания фраз и предложений.
• Поиск слов — обычная проблема, дайте больше времени для ответа и при необходимости помогите найти альтернативы.
• Дайте больше времени на выполнение задания, терпеливо ждите ответов на вопросы.
• Помогите сформулировать мысли, повторяя то, что только что было сказано.
• Чередуйте визуальные и речевые опоры и подсказки. Сопровождайте детей и подростков с черепно-мозговой травмой на групповых занятиях.
Помощь в организации учебного дня
• Подготовьте к типам домашних заданий подробные инструкции по их выполнению.
• Лучше всего работают короткие целенаправленные задачи и перерывы для отдыха.
• Письменные, визуальные или устные напоминания помогут учащемуся думать над заданиями и планировать последовательность их выполнения.

Полезные ссылки: Черепно-мозговая травма у детей.