Повышенная тревожность

Повышенная тревожность – очень распространенный тип психических расстройств у детей и подростков.
Причины повышенной тревожности
• Факторы, способствующие развитию повышенной тревожности, включают: генетическую предрасположенность, психологические факторы и факторы окружающей среды.
Симптомы повышенной тревожности
• Симптомы делятся на две группы: физические симптомы, такие как головные боли или плохое самочувствие, и эмоциональные симптомы, такие как нервозность и страх.
• Тревожные расстройства в тяжелых случаях могут влиять на мышление ребенка, способность принимать решения, восприятие окружающей среды, а также на обучение и концентрацию внимания.
• У детей и подростков может повышаться кровяное давление и частота сердечных сокращений, а также повышенная тревожность может вызывать рвоту, боль в желудке, язву, диарею, покалывание, слабость и одышку.
Лечение повышенной тревожности
• Лечение повышенной тревожности может включать в себя некоторые формы психотерапии, когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) и / или назначение лекарств.
Поддержка детей и подростков с повыведенной тревожностью
Понимание причин повышенной тревожности и беспокойства
• Важно понимать, что тревога может серьезно повлиять на жизнь детей и подростков, и им необходимо внимание и поддержка, чтобы помочь справиться с этим заболеванием.
• Беседы о причинах тревожности могут помочь, но молодому человеку может потребоваться некоторое время, чтобы почувствовать себя уверенно или комфортно, чтобы выразить свои беспокойства или опасения.
Занятие, направленные на снижение тревожности
• Включите упражнения на внимательность в школьный распорядок, например, 5-минутные упражнения в начале урока.
• Могут быть полезны отвлекающие действия. Сделайте набор отвлекающих действий, таких как осознанное раскрашивание, использование сенсорных материалов, такие как пластилин, специальные игрушки. Поместите коробку с сенсорными материалами в доступное место, чтобы их можно было использовать при необходимости.
• Практическая помощь в расстановке приоритетов и организации рабочей нагрузки, поскольку учащиеся могут отставать от всей группы и быстро утомляться. Например, учитель отмечает занятия, которые были пропущены ребенком, встречается индивидуально для обсуждения приоритетов по восполнению пропущенного материала и сроков для выполнения.
Социальная культура в классе
• Обеспечьте спокойное и тихое место, куда можно попасть с во время перерывов между занятиями.
• Культивируйте чаще положительные отзывы и похвалу, когда дети и подростки делают что-то хорошо или преодолевает трудности.
• Признавайте и цените весь вклад в школьную жизнь ребенка, а не только академические или выдающиеся достижения.
Пропуск школьных занятий по причине повышенной тревожности
Пропуск школьных занятий на основе тревоги – это, когда ребенок или подросток испытывает крайние трудности при посещении школы.
Пропуск школьных занятий по причине повышенной тревожности может быть длительным, об этом может быть известно родителям или опекунам. Но реакция с их стороны на это может быть пассивной. Вместе с этим, пропуск школьных занятий по причине повышенной тревожности, как правило, имеет комплекс причин и лучше всего поддерживается посредством раннего вмешательства. В мировой практике считается, что повышенная тревожность при посещении школы поражает 1-2 % школьников. Это более распространено при переходе в среднюю школу и в равной степени влияет на мальчиков и девочек.
Причины
Многие дети и молодые люди могут в то или иное время сказать, что они не хотят ходить в школу по определенной причине, например, ссора с другом или несвоевременное выполнение домашнего задания. В нашем случае причина пропусков школы – повышенная тревожность. Это постоянные пропуски, когда причина отсутствия сложна и не всегда очевидна для семьи или школы.
Пропуск школы в результате повышенной тревожности часто называют «отказом от школы». Этот термин нам представляется очень узким, поскольку предполагает, что проблема связана исключительно с ребенком или подростком. В нем не описывается взаимодействие между школой, семьей и ребенком, и все это может способствовать тому, что ребенку с повышенной тревожностью будет трудно регулярно посещать школу.
Факторы риска пропусков школы по причине повышенной тревожности
Школа
Травля в классе и издевательства, переход в среднюю школу, структура учебного дня, академическое давление, отношения со сверстниками и персоналом.
Ребенок и подросток
Темперамент, неуверенность в себе, физическое заболевание, в определенном возрасте (6-7, 11-12 13-14), особые образовательные потребности, расстройства аутического спектра (неподдерживаемые или неустановленные), травмирующие переживания или события.
Семья
Разделение семьи и развод, физическое и (или) психическое здоровье родителей, утрата и тяжелая утрата, высокий уровень стресса в семье.
Причины непосещения обычно связаны с четырьмя ключевыми факторами:
1. Желание избежать неприятного чувства тревоги, которое испытывает в ребенок и подросток в школе.
2. Желание избежать стрессовых ситуаций, таких как высокие академические требования, социальное давление или негативные аспекты школьной среды.
3. Необходимость уменьшить тревогу из-за разлуки со значимым взрослым.
Лечение
Раннее вмешательство имеет решающее значение. Чем дольше остается проблема, тем хуже результат. Раннее выявление пропусков занятий по причине повышенной тревожности может быть затруднено. Детям и подросткам может быть трудно выразить свои чувства и переживания по поводу посещения школы так, чтобы школа и семья могли их понять. То, как подросток представляет себя и свое поведение дома и в школе, также может быть разным. Иногда это может вызвать чувство вины, в результате чего школа или семья начинают защищаться или беспокоиться.
Важно, чтобы все точки зрения были услышаны. Необходимо уважать разные мнения и признавать различия.
Может быть полезным сначала посмотреть на поведение ребенка, а не на сразу анализировать причину. Каждый ребенок и подросток, испытывающий повышенную тревожность, проявляют себя по-разному.
После первоначальной оценки ситуации необходимо составить план, который разрабатывается и согласовывается группой, оказывающей поддержку ребенку или подростку. Сюда может входить педагог-психолог, социальные педагоги или определенный член школьного персонала, члены семьи и сам ребенок или подросток. План будет уникальным и будет сосредоточен на сильных сторонах и проблемах, с которыми сталкивается ребенок или подросток.

Поддержка детей и подростков, избегающих школу по причине повышенной тревожности
Идентификация проблемы и планирование
• Раннее выявление имеет решающее значение. Следите за посещаемостью, изменениями в поведении и семейными обстоятельствами. Задавайте вопросы, чтобы узнать, что происходит с ребенком или подростком.
• Внимательно слушайте, чтобы лучше понять. Не делайте предположений, основанных на опыте других детей и подростков.
• Ставьте перед собой реалистичные цели. Чрезмерно амбициозные планы могут потерпеть неудачу.
• Планы работают лучше всего, если они постепенны и предусматривают действия, когда что-то не работает.
• Совместная работа важна. Ребенок или подросток, семья и школа работают вместе с ребенком.
• Хорошее общение жизненно важно. Общение дома, вне школы и в школе занимают важное место в жизни детей и подростков.
• Примите, что будут хорошие и плохие дни, но каждый день — это новое начало.
Вмешательства и стратегии
• Оценивайте, планируйте, делайте, проверяйте. Этот цикл поможет структурировать поддержку.
• Активное обучение навыкам управления тревогой, таким как расслабление, дыхание, отвлечение.
• Постепенное возвращение к школьной среде, начиная с наименее опасного и заканчивая наиболее опасным. Это будет индивидуально для каждого ребенка и подростка,
• По согласованному расписанию, (сначала это может быть неполный учебный день).
• Согласуйте с ребенком и поставьте «нужную опору». Это может быть доверенный сотрудник, расписание перерывов между занятиями, доступ в тихое место.
• Обучение социальным навыкам может помочь некоторым детям и молодым людям справляться с социальными ситуациями, вызывающими стресс и беспокойство.
• Используйте ролевую игру и попрактикуйтесь в том, чтобы отвечать на вопросы о том, почему дети и подростки отсутствуют или посещают школу неполный учебный день.
• Согласуйте время и занятия, которые ребенок и подросток будет делать с родителем или членом семьи.
Поддержка психического здоровья отдельных детей и подростков работает лучше всего, когда она встроена во все школьные системы, которые способствуют благополучию и хорошему психическому здоровью для всех членов школьного сообщества.

Полезные ссылки: Повышенная тревожность у ребенка.