Синдром хронической усталости

Синдром хронической усталости — относительно часто встречается у детей, поражая не менее 1% подростков. По мнению специалистов, вероятно, это самая большая причина длительного отсутствия в школе.
Симптомы синдрома хронической усталости
• Сильная усталость после обычных повседневных дел.
• Боль (включая головные боли).
• Нарушение сна.
• Недомогание.
• Головокружение.
• Тошнота.
• Нарушение умственного функционирования (плохая концентрация, отвлекаемость, трудности с фокусировкой, плохая память).
Дети и подростки с синдромом хронической усталости обычно обладают ограниченным количеством энергии. Поэтому в один прекрасный день они могут казаться «здоровыми» и принимать участие в мероприятиях, а в другой нет. Как-будто нормальная «подзарядка батарей» нарушается. Если у детей и подростков активный день, превышающий количество доступной энергии, тогда они испытывает «расплату» в течение следующих дней или двух, когда он может почувствовать себя «вспыльчивым» и истощенным. Это время, когда им тяжело идти в школу и они пропускают её. Это также известно как цикл «подъема и спада». Одноклассники могут видеть детей только в их «активные» дни, и поэтому им может быть труднее понять влияние этого состояния. Дети и подростки с синдромом хронической усталости могут чувствовать себя обделенными, и, следовательно, с большей вероятностью будут испытывать беспокойство и плохое настроение.
Управление расходом жизненной энергии
Управление своими жизненными силами включает в себя выяснение того, сколько времени высокоэнергетической активности ребенок и подросток может проводить каждый день, не испытывая при этом «расплаты». Это называется базовой линией. Есть три типа расхода энергии: физический, когнитивный и эмоциональный.
• Расход физической энергии возникает при любой деятельности, связанной с подвижностью.
• Когнитивная энергия имеет какое-то отношение к мыслительным задачам. Вся учеба в школе — это высокоэнергетическая познавательная деятельность. Другая высокоэнергетическая когнитивная деятельность. Но это может быть и просмотр телевизора или общение с друзьями.
• Эмоциональную энергию часто легко не заметить. Сюда входят любые эмоциональные переживания, ссоры, беспокойство и «чрезмерное мышление», которые испытывает ребенок и подросток. Хотя это может быть трудно контролировать, но необходимо учитывать в доступном количестве энергии.
Программы лечения
Программы лечения синдрома хронической усталости адаптированы к индивидуальным потребностям каждого ребенка и подростка и могут включать:
• Изменение циклов сна и бодрствования. Это может привести к усилению симптомов в краткосрочной перспективе, и изменения в этом вполне может повлиять на посещаемость в школе.
• Изменение моделей активности. Обычно в начале лечения наблюдается снижение уровня активности. Школьникам часто советуют сократить запланированную посещаемость школы в краткосрочной перспективе. Лучше посещать меньше времени и постоянно, чем пытаться посещать полный рабочий день и пропускать случайные учебные дни или недели из-за накопленной усталости. Как только дети и подростки с хронической усталостью достигнут приемлемого уровня посещаемости школы каждый день, не испытывая симптомов, они будут работать над постепенным и устойчивым увеличением своей посещаемости школы.

Поддержка детей и подростков с синдромом хронической усталости
Приведенные ниже предложения действительно помогут детям и подросткам с синдромом хронической усталости полностью раскрыть свой академический потенциал.
Перерывы на отдых во время учебы
Некоторым детям и подросткам нужны регулярные перерывы для отдыха. Эти перерывы должны проводиться в тихом месте, в идеале подальше от класса. Было бы полезно, если бы можно было запланировать перерывы, особенно для детей младшего возраста. Другие школьники предпочитают составить для себя карту учебного тайм-аута, которую они могут использовать на уроках, если чувствуют, что им нужен перерыв. Им следует разрешить покинуть класс без объяснения причин. В тихом месте, например, в библиотеке, они должны проводить время за чтением или прослушиванием музыки или заниматься чем-то в свободное от учебы время. Ожидается, что они вернутся к уроку через 10-15 минут.
Концентрация
Специалисты обнаружили, что молодым людям с синдромом хронической усталости полезно учиться по частям не более 30-45 минут. Школьники с тяжелыми нарушениями могут сохранять концентрацию только в течение 15-20 минут. Учащиеся часто имеют повышенную чувствительность к повседневным звукам и, вероятно, легче отвлекаются в классе. Школьники могут испытывать «мозговой туман», то есть трудности с обработкой информации. В этом случае может быть полезно дать письменные инструкции и вспомогательные средства памяти, упростить работу (например, давать ученику одно задание за раз), предложить дополнительное время для занятий и оказать поддержку в написании текста (например, написание писем, предоставление iPad для диктовки или набора текста или предоставление альтернативных занятий по письму).
Успеть всё сделать в школе
Из-за пропуска школы и проблем с концентрацией внимания дети и подростки с синдромом хронической усталости могут отставать в учебе. Они также могут испытывать стресс и беспокойство в результате отставания. Может быть полезно помочь им расставить приоритеты в учебе и навыках, задачах и домашних заданиях, которые наиболее важно выполнить. И лучше все задания делать в школе, не оставлять учебную нагрузку на дом.
Экзамены
Дети и подростки с синдромом хронической усталости выигрывают от того, что им разрешают сдавать экзамены в комнате самостоятельно или с несколькими (2-3) другими одноклассниками. Им следует разрешить вставать и передвигаться во время перерывов на отдых. Школьникам, сдающим государственные экзамены, следует запросить особые условия для сдачи экзаменов.
Настроение и тревожность
Дети и подростки с синдромом хронической усталости с большей вероятностью будут испытывать депрессию или тревогу, особенно социальную тревогу и общую тревогу. Им может потребоваться дополнительная поддержка в области психического здоровья в школе. А также школе может потребоваться сообщить родителям, чтобы они обращались за помощью их детям за пределами школы, в том числе через поликлинику или специализированные службы.
Дружба
Синдром хронической усталости у детей и подростков может повлиять на дружбу с другими детьми. Молодым людям может быть полезно поддерживать чувство принадлежности и связи со своим классом во время отсутствия. Этого можно достичь такими вещами, как организация контактов с одноклассниками через совместную работу над школьным проектом.
Дополнительная информация для детей начальной школы
Детям в возрасте до 12 лет может быть поставлен диагноз синдрома хронической усталости, хотя в этой возрастной группе он встречается реже. Детям младшего школьного возраста требуется дополнительная поддержка, чтобы они могли следовать указаниям по управлению своей деятельностью. Учителям начальной школы может быть полезно встретиться с родителями, чтобы обсудить план поддержки. В дополнение к приведенным выше рекомендациям может быть полезно учесть следующее:
• Дети младшего возраста с с синдромом хронической усталости чаще испытывают проблемы с тревогой. В этом может помочь изучение их тревог и побуждение их постепенно преодолевать свои страхи при соответствующей поддержке.
• Часто младшим школьникам трудно выразить свои мысли и чувства по поводу своего здоровья и благополучия. Некоторые учителя посчитали полезным наличие системы регистрации, а также вспомогательные средства коммуникации, такие как карточки эмоций.
• Во время перерывов на отдых некоторые учителя смогли организовать тихие места с низким уровнем раздражения с такими предметами комфорта, как кресла-мешки и подушки.
• Может быть полезно переосмыслить приобщение к некоторым видам деятельности ребенка. Например, некоторые дети не смогут участвовать в таких занятиях, как уроки физкультуры и перерывы на игры. Этим детям можно было бы дать альтернативные «роли» с низким потреблением энергии, такие как судейские функции.
• Некоторые учителя начальной школы говорят, что полезно поговорить со своим классом, чтобы повысить осведомленность о том или ином состоянии здоровья и развить благосклонное и сочувственное отношение. Мы рекомендуем сначала поговорить с вашим учеником и его семьей, прежде чем обсуждать план взаимодействия с их ребенком с со всем вашим классом.

Полезные ссылки: Синдром повышенной усталости у ребенка.