Расстройство речи

Речь играет особую важную функцию в процессе обучения. Дети с нарушением речевой функции испытывают трудности в обучении и развитии.
Расстройства речевого развития ребенка
• Расстройство речи, связанное с развитием, существенно влияет на социальное взаимодействие детей и их успеваемость.
• В разных странах мира от этого страдают около двух-трех детей в каждом классе.
• Дети с нарушением развития речи чаще испытывают трудности с обучением и социальные и эмоциональные проблемы.
• Дети с нарушением развития речи подвержены повышенному риску других состояний, таких как СДВГ, сложности чтения и, в ряде случаев, двигательные расстройства.
• Молодые люди с нарушением развития речи также чаще, чем их сверстники, испытывают тревогу и депрессию.
Особенности взаимодействия
• Детям будет сложно понять, что им говорят, особенно если люди говорят быстро.
• Трудности речевого развития не связаны с потерей слуха или другими нарушениями развития.
• Выражение чувств и идей может быть трудным для ребенка.
• По мере того, как ребенок прогрессирует в школе, он, вероятно, сохранит 2-3-летний разрыв в успеваемости со сверстниками.
• Проблемы с поведением могут ошибочно путать с нарушением развития речи.
Лечение нарушений развития речи
• Раннее вмешательство важно для своевременного определения лечебного плана. Начало лечения нарушений в развитии речи в дошкольном возрасте может привести к лучшим результатам.
• Речевая и языковая терапия — наиболее эффективное вмешательство.
• Важно побуждать родителей и опекунов развивать возможности для общения и взаимодействия с детьми. Совместные индивидуальные и групповые программы речевой и языковой терапии помогут улучшить коммуникативные навыки и уменьшить негативные последствия, такие как изоляция.
• Логопеды могут помочь учителям интегрировать поддерживающие стратегии в учебную программу.

Поддержка детей и подростков с расстройствами речевого развития
Организация обучения в классе
• Посадите ребенка с расстройствами речевого развития в такое место, где вы можете легко привлечь его внимание, так как для него слушать и понимать учителя может быть тяжелой работой, и ребенок может отключиться во время урока.
• Обдумайте свой план рассадки и формирование групп, чтобы ребенок с расстройствами речевого развития работал с поддерживающими его сверстниками.
• Обустройте класс и спланируйте уроки так, чтобы ребенок мог делать перерывы в прослушивании учителя, поскольку это может быть очень утомительно.
• Подготовьте задачу, которую дети с расстройствами речевого развития могут выполнить самостоятельно в тихом месте.
Стратегии обучения
• Обращаясь к ребенку или подлростку, старайтесь смотреть ему в глаза и называть его имя.
• По возможности используйте визуальную поддержку. Эта разнообразная форма общения поможет многим детям в классе, а не только тем, у кого есть проблемы с речью и языком.
• Используйте как можно больше органов чувств, чтобы преподавать новые темы. Продемонстрируйте, потрогайте, понюхайте и поговорите.
• Возьмите за правило проверять понимание ребенком сказанного вами. Это помогает всем детям в классе. Один из способов — ребенок повторить своими словами то, что он должен делать.
• Дайте детям время подумать и найти слова.
• По возможности используйте короткие простые предложения и резюмируйте сказанное.
• Если инструкции включают несколько шагов, четко обозначайте их, и, если возможно, повторите.
• Свяжите новые или более сложные слова с более простыми, подумайте, сможете ли вы их нарисовать или разыграть жестами.
• Вопросы могут быть проблемой для детей с расстройствами речевого развития. Вместо этого попробуйте прокомментировать то, что делаете в классе, а не задавать вопросы.
• Поиск слов для ребенка с расстройствами речевого развития может быть проблемой, поэтому предложите свои варианты.
• Назовите ребенку слова, необходимые для ответа на вопрос. Например, вместо «С чем вы играли во время перерыва?» скажите: «Вы играли с медвежонком или с мячом?»
• Добавляйте новые слова в короткие высказывания или предложения, которые может использовать ребенок. Например, «Макс на велосипеде» заменить на «Да, Макс едет на велосипеде».
• Грамматика и синтаксис модельной речевой конструкции. Повторите правильную форму, а не просто исправляйте ошибку. «Я ходил в парк» замените «Да, вы ходили в парк».

Полезные ссылки: Оценка развития речи школьника. Нарушения речи у ребенка.